г. Орел, Кромское шоссе, 4

8 800 700 7500

«Никакие сделки не закрыты», — Николай Грешилов прокомментировал статью «Коммерсанта»

29 июля федеральное издание «КоммерсантЪ» опубликовало статью «Адамант» пускает корни в Черноземье». В ней сказано в частности о том, что якобы петербургский девелопер может стать владельцем крупной сети продуктовых гипермаркетов «ЛИНИЯ», а нынешний владелец ритейлера – АО «Корпорация «ГРИНН» готово уступить этот бизнес и все свои объекты коммерческой недвижимости общей площадью 1,2 млн. кв. метров.
В местной и российской прессе в прошлом году часто появлялись материалы подобного рода, что «ГРИНН» продается то «Ленте», то «Магниту»... Затем все стихло. И вот новая «волна». Чтобы расставить все точки над «i», газета «Друг для друга» обратилась к основателю и генеральному директору корпорации «ГРИНН» Николаю Грешилову.

 



Николай Николаевич, проясните ситуацию: в статье «Коммерсанта» говорится, что вы отдаете контроль над торговой сетью «ЛИНИЯ» питерскому девелоперу «Адамант». Еще сказано, что Вы не доступны для прессы.

– Давайте так. Мы же с вами сейчас беседуем, значит, доступен. На самом деле про наш бизнес пишут давно и много, чего только не публиковали. Мое наблюдение такое: СМИ бурно обсуждают «жареное», останется или обанкротится, забывая о том, что ведь прежде этот бизнес кто-то создал. Говорят, что «ГРИНН» – одна из крупнейших компаний Черноземья, но так, будто она с Луны свалилась, а я в ней в какой-то момент начал управлять и создал проблемы.

На вопрос отвечу чуть позже. Вначале расскажу о 27-летней истории развития корпорации, которую я основал с нуля, и ее особенностях.

Если коротко, основное, о чем упоминается, это продовольственная сеть из 27 гипермаркетов «ЛИНИЯ», работающих в 10 областях Российской Федерации, и крупные многофункциональные торгово-досугово-развлекательные комплексы в трех городах: Курске, Орле и Белгороде.

Начну с гипермаркетов. Знаете, что вообще они появились не так давно – в 1962 году, когда основатель крупнейшей в мире сети «Walmart» Сэм Уолтон открыл в США первый продовольственный магазин такого формата, всего-то 57 лет назад. Все остальные сети гипермаркетов, представленные в России да и в других странах, – это слепое копирование магазинов Уолтона: «Метро», «Лента», «Ашан», «О’Кей», «Карусель», «Дикси», «Магнит»... Так было, пока не появился я.

Вот и вы заулыбались. В этой связи вспоминаю относительно недавний случай. Когда в 2018 году возникли финансовые вопросы, одним из путей их решения был в том числе поиск какого-либо инвестора. Ведя с ними переговоры, объяснял, что все гипермаркеты одинаковы, по образцу Сэма Уолтона, а я придумал свое. В текущем году сказал тоже самое одному из «претендентов в инвесторы». В ответ ухмылка: типа, ну занесло, куда замахнулся.

Недавно в деловой прессе вышла статья о том, что продовольственные гипермаркеты во всем мире теряют популярность, а особенно проблемный этот формат в России. Эту статью я тому товарищу отправил в подтверждение своих слов.

Все гипермаркеты, хотя и называются продовольственными, построены так: огромные пространства с большой высотой до потолка, в которых 70% площадей занимают сопутствующие товары и только 30% – продукты. Читатели «ДДД» могут сами убедиться, заглянув в магазины тех сетей, что я назвал.

– И что же сделали Вы?

– Имея 6-летний стаж работы проектировщиком в двух разных институтах, проанализировал и разработал проект первой «ЛИНИИ» в Белгороде с новой концепцией. Изначально уменьшил площадь магазина и поменял наоборот распределение: 70% отвел под продукты, а 30% под сопутствующие высокооборачиваемые товары – стирально-моющие средства, шампуни, одноразовую посуду, корм для животных...

Второе – задумался, зачем такая высота потолка? Не на всей площади, а над низким оборудованием разместил 2-й антресольный этаж, отдал эту галерею арендаторам: одежда, обувь, детские товары, бытовые услуги...

Сейчас у всех продовольственных гипермаркетов трудности особенно с реализацией сопутствующих товаров, их покупают все меньше, деньги «заморожены», а 70% торговых залов не приносят отдачи. Аналитики связывают это с развитием Интернет-торговли, но сегмент искусственно преувеличивают. Хотя некоторые компании приращивают по 100% в год, доля продаж в Интернете от общего объема в РФ составляет всего 3%, в мире – 10%.

Я считаю, что данная причина не определяющая. Самое главное: появилось множество специализированных магазинов тех товаров, которые в продовольственных гипермаркетах считаются сопутствующими. У них и логистика лучше, объемы закупок намного больше и цены более приемлемые. К примеру, кто сегодня пойдет в продуктовый гипермаркет за бытовой техникой, мебелью или велосипедом?

Первая «ЛИНИЯ» заработала в 2003 году, почти два десятилетия назад, когда в Черноземье о подобном формате «cash&carry» вообще никто понятия не имел. И у меня озвученной выше проблемы сегодня нет. Плюс второй этаж – это существенная прибавка как для финрезультата, так и для трафика, магазин работает словно небольшой торговый центр, где якорем служит продовольственная сеть «ЛИНИЯ». Люди идут в нее, а потом к арендаторам, или наоборот. Эффект синергии.

Всегда говорю, в торговле помимо классической истины успеха Сэма Уолтона «место, место и еще раз место» есть еще два краеугольных правила: правильная концепция и правильный бизнес-процесс. То, о чем сказано выше.

Кроме того, в конце 2017 года и начале 2018-го каждый гипермаркет из 27 в сети «ЛИНИЯ» я оценил, просчитал, дополнительно увеличил площади для арендаторов за счет уменьшения торговых залов. Время показало – очень правильно изначально поступил и своевременно дополнительно скорректировал формат. Надеюсь, теперь сумел объяснить, что это не Сэм Уолтон сделал – моя задумка.

– Так же было и с «МегаГРИННами», это же Ваша идея?..

– Верно. Следующее направление – многофункциональные комплексы. Оно также выбрано грамотно, да еще в условиях России, когда последние несколько лет идет падение покупательской способности населения. Сейчас много полемики про торгово-развлекательные центры, их будущее. Опять говорят о падении доходности в связи с бурным развитием интернет-торговли.

Что с ними делать? Семинары проводят, обсуждают, что надо привычные торговые центры превращать в многофункциональные, освобождать площади от торговли, давать больше места для развлечений, спорта, досуга и т. д.

Я же когда в 2007 году строил первый Мегакомплекс в Орле, площадь которого сегодня занимает 220 тысяч кв. м, сразу ставил перед собой цель – нужны многофункциональность, различные направления, чтобы сохранить конкурентоспособность на десятилетия.

Как хотите это называйте: чутье бизнесмена, провидение. Но чем больше направлений, не связанных с торговлей, тем лучше – тогда они формируют трафик, поток гостей, а это трансформируется в рост числа покупателей у арендаторов. Да, здесь первоначальные вложения очень большие, тем более это не Москва – найти достаточное количество серьезных развлекательно-досуговых арендаторов в небольших областных центрах сложно. Поэтому приходилось вкладываться не только в создание комплексов: строительство, дизайн, оборудование, но и самому заниматься неторговыми направлениями деятельности.

Традиционно считалось стандартным уровнем, если кроме арендной торговли в торгово-развлекательном центре есть кинотеатр и фуд-корт. Вторая степень – боулинг, детский парк, это вообще было круто.

В орловском ТМК «ГРИНН», ко всему этому имеются ледовый каток, множество ресторанов, Конгресс-холл, три гостиницы, концертный зал, ночные клубы, спортивный центр, SPA-комплекс с бассейнами, парк аттракционов, детский клуб.

С подтвержденной многофункциональностью в Белгороде построил «МегаГРИНН» на 170 тысяч кв. метров, в Курске в 2016 году открыл огромный Мегакомплекс площадью 235 тысяч кв. метров. В нем только самый большой в России фитнес-бассейновый центр занимает 15 тыс. кв. м, такой же площади спортивно-тренировочный комплекс, есть бизнес-центр, гостиница. Пальцев двух рук не хватит, чтобы все перечислить... Я не хвалюсь, просто констатирую.

Получается, что на фоне снижения платежеспособности людей, развития Интернет-торговли и других негативных трендов бизнес корпорации наиболее приспособлен к такой ситуации. И уже многие берут пример с «ГРИННа».

– Вы говорили, что сами все проектируете...

– Я когда проектирую, не просто общую концепцию задаю, но и разрабатываю технические планы до мелочей – до каждого, извините, туалета и комнаты для клининга, не говоря уже о кухнях, залах ресторанов и других развлекательно-торговых помещениях.

– Вы успешны не только в бизнесе, но и в творчестве. Сколько оригинальных композиций Вы создали в соавторстве со скульпторами? Самая известная – это «Чиновник и Предприниматель» в Орле...

 

Единственная в мире скульптура «Чиновник и Предприниматель» откурыта в Орле в 2012 году

– У меня все происходит так. Возникает идея, я объясняю ее скульпторам, как это вижу. В последнее время работаю с известным мастером Юрием Киреевым из Курска. При этом часто слышу: как у вас так получается, почему нам такое в голову не пришло. Тот же «Чиновник и Предприниматель», композиция открытая в 2012 году в Орле. Фигуры должны быть угадываемы, обрисовал я скульптору концепцию: не избитая тема коррупции, а власть и бизнес вместе работали, не упуская время, чтобы Россия не оказалась на задворках быстро изменяющейся цивилизации. Киреев меня услышал, вставил между лбами Чиновника и Предпринимателя часы, добавил карту России. Получился шедевр, единственный такой в стране.

Также уникальны скульптуры «Гид-Экскурсовод», «Семья», «Вокзал для туристов», «Русским путешественникам посвящается...», колоннадная композиция «Вера. Надежда. Любовь», Литературный сквер со скульптурами пяти знаменитых орловских писателей с мировыми именами, в Курске — «Современный предприниматель», «Курский соловей». Возле сельхозакадемии, где когда-то учился, за свои средства поставил скульптуры «Современные студенты». В Орле к 450-летию основания города установил бронзовых «Орла-Юбиляра» у железнодорожного вокзала и «Орла-Основателя» – на территории Туристического многофункционального комплекса «ГРИНН». О творчестве я могу долго рассказывать...

– Николай Николаевич, если вернуться к статье «Коммерсанта», как ее прокомментируете?


– Публикация из серии «слышал звон, да не знаю, где он» – она основана на домыслах, предположениях. Вот вы сейчас у меня в кабинете, я даю вам интервью в качестве генерального директора АО «Корпорация «ГРИНН». Финансовые вопросы с банками на сегодня урегулированы. Большую помощь в этом оказали губернатор Орловской области Андрей Клычков и позднее врио губернатора Курской области Роман Старовойт, за что я им, кстати, очень благодарен.

В любом бизнесе надо соблюдать определенные правила, я всегда им следую: создающиеся активы можно будет всегда продать, они должны быть интересны для покупателей. Ведь всё продается, кроме святого – родителей, детей, друзей, Родины. Упомянутая вами статья – лишнее свидетельство того, что активы корпорации «ГРИНН» привлекательны, за них борются.

В прошлом году, скорее всего, поэтому муссировались слухи, кого только не называли в качестве потенциальных приобретателей. Скажу так: всё работает, и никакие сделки на сегодня не закрыты.

Последние новости

ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ КОМПЛЕКСУ ГРИНН SPA 10 ЛЕТ!!!

Много или мало? Этот вопрос всегда на устах многих!
Для нас это время пролетело, как одно мгновение!
А все потому что в компании и движении с приятными, отзывчивыми, любимыми, разносторонними и такими интересными людьми время пролетает НЕЗАМЕТНО!

ГОЛОСУЙ ЗА "ГРИНН"

Дорогие друзья! Рады Вам сообщить, что ТМК «ГРИНН» заявлен в номинации «Лучший конгрессно-выставочный или деловой центр» престижной премии Russian Business Travel & MICE Award!
От вас требуется:
- пройти по ссылке http://www.mice-award.ru/ru/vote/;
- открыть вкладку 4) Лучший конгрессно-выставочный или деловой центр;
-отдать свой голос за Туристический многофункциональный комплекс «ГРИНН» (г. Орел)
Голосовать можно ежедневно, не более 1 раза в сутки.

 

Мебельному торговому центру "ГРИНН" 4 года!

Мебельному торговому центру "ГРИНН" 4 года!
А вам — подарки для дома! С 10 июля по 23 августа совершайте покупки от 3000 рублей и участвуйте в розыгрыше! Уже 24 августа победители получат сертификаты от магазинов до 70000 рублей!

Спонсоры мероприятия: "Шатура" и "Добрострой".

Информация об организаторе розыгрыша, правилах его проведения, количестве призов, месте и порядке их получения по телефону: 20-12-15.

Все новости